НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов.
Термин отражает соединение в единое целое психологию и неврологию.


Эта дисциплина, которая существенно дополняет неврологию, психологию, психиатрию, лингвистику.
Первые нейропсихологические исследования проводились в 20-х годах ХХ века Л.С.Выгодским. Его последователь А.Р. Лурия создал нейропсихологию как самостоятельную отрасль психологии.


В нейропсихологии существуют специальные методы диагностики (тесты) и восстановления нарушенных психических функций (например, глазодвигательные упражнения, мозжечковая стимуляция, работа с дидактическими материалами, занятия с использованием зеркала и многое другое).

Нейропсихология детского возраста: изучает особенности развития и созревания мозга ребенка, формирование психических функций (восприятия, внимания, речи, памяти, мышления и др.) в зависимости от его возраста в норме и при различных нарушениях.


Занятия с нейропсихологом могут помочь, если ребенок имеет нарушение или задержку психического развития (часто в связи с тем, что пострадал в период внутриутробного развития, имеет поражения головного мозга в результате тяжелых родов или кесарева сечения у матери, перенес тяжелые заболевания и операции под наркозом, имел травмы головного мозга и др.

Клинически последствия этого могут выражаться в том, что у ребенка навыки, умения, речевое развитие отклоняются от принятых условно – нормативных показателей, у него могут быть проявления ЗПР (задержки психического развития), ЗРР (задержки речевого развития) или тотальное недоразвития речи, нарушений двигательных функций (заторможенности, неловкости, нарушений координации, крупной и мелкой моторики), РАС (расстройства аутистического спектра), СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности), быстрой утомляемости, нарушений сна, гипервозбудимости и т.д.


Дети более старшего возраста имеют трудности в учебе, им тяжело запоминать учебный материал, они плохо читают, пишут и считают, отвлекаются на уроках, плохо адаптируются в коллективе.
Во всех этих случаях нейропсихолог проводит диагностику и разрабатывает для ребенка индивидуальную программу нейрореабилитации, которая поможет ребенку преодолеть трудности.

Клиническая нейропсихология: в рамках этого направления изучаются синдромы, возникающие при очаговых поражениях головного мозга (после травм, операций, инсульта, при сосудистых, соматических заболеваниях и др.).


В зависимости от локализации очага поражения имеются особенности нарушений психических функций человека (восприятия, памяти, речи, внимания, мышления, воображение и т.д.) и методов их нейропсихологической коррекции.


Нейропсихологическая реабилитация в таких случаях ведется по нескольким направлениям:


1) преодоление когнитивного дефицита (восстановление или компенсация нарушенных функций);
2) работа с эмоциональными проблемами, связанными с заболеванием;
3) работа с родственниками и близкими человека, с которым проводятся коррекционные занятия.

Нейропсихология старческого возраста: изучение нарушений психических функций у людей преклонного возраста (различные формы деменции), разработка и применение нейропсихологических методик, препятствующих прогрессированию патологических симптомов и способствующих компенсации возрастной дефицитарности.

 

 

Позвонить нам

Предварительная запись обязательна

Рекомендуем ознакомиться