ИГРОВЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ.

ИГРОВЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ.

ИГРОВЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ.

Для оценки психического развития ребенка существуют усредненные нормативные показатели. Они не являются жестким критерием нормы, а служат только ориентиром, так как каждый ребенок развивается в определенной степени индивидуально. При рождении существуют биологические предпосылки для развития, которое может быть нормативным (характерным для статистического большинства детей) или отклоняющимся (опережающим, задерживающимся или нарушенным).

Каким образом будет реализована заложенная биологическая программа, зависит от очень многих факторов: здоровья и генетических особенностей родителей, протекания беременности и родов у матери, условий быта и социального окружения ребенка, особенностей питания, медикаментозной и другой токсической нагрузки на организм плода и ребенка, способности матери к синхронии с новорожденным, культурных и семейных традиций воспитания, отношений в семье и т. д.

Во время исследования психических особенностей ребенка обращают внимание на крупную и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, речь (голосовые реакции у еще не говорящего ребенка, понимание и воспроизведение речи, словарный запас, эмоциональную насыщенность, использование речи для инициации и поддержания общения), интеллект, эмоции, самообслуживание, конструирование и игру.

Коротко об игре.

Игра для ребенка является способом познания окружающего мира, выражения своих чувств, средством коммуникации. Внутренний мир и эмоционально важный опыт во время игры отображается в конкретных действиях. Желания, фантазии, страхи находят свое воплощение и поддаются контролю в игре. На ранних этапах развития велика роль взрослого в совместной игре с ребенком; взрослый наполняет смыслом и эмоциями примитивные игровые действия, оставляя при этом свободное пространство для самовыражения ребенка.
По мере развития ребенка происходит постепенное усложнение игровой деятельности.

В хронологическом порядке можно выделить следующие виды игры:

1) манипулятивная игра: ребенок катает, крутит, подкидывает и т.д. предмет, не обращая внимание на его «функции» (примерно до полутора лет); на основе зрения, слуха, тактильной чувствительности и ориентировочной активности ребенка развиваются координированные движения и способность манипулировать предметами;

2) упорядочивание как игра: раскладывание предметов в определенном порядке – друг на друга, в ряд, один в другой и т.д.;
3) функциональная игра: использование предметов (в том числе игрушек) в соответствии с их функцией (примерно до двух лет);

4) символическая игра (появляется около двух лет): изображение свойства предмета при его отсутствии или замещении другим предметом (например, использования песка в качестве каши, чтобы покормить куклу); в символической игре ребенок начинает отображать различные социальные действия, которые черпает из собственной жизни и жизни своей семьи;

5) сюжетно – ролевая игра (появляется около четырех лет): основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации; воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком или персонажем и действует в игре от его имени.

Появление сюжетно – ролевой игры свидетельствует о том, что у ребенка сформировался образ самого себя, что позволяет временно «примерять» на себя роль кого – то другого, не потеряв при этом своей идентичности. Возвращение к себе происходит как само собой разумеющееся. Ребенок понимает, что перевоплощение – всего лишь игра, он не зацикливается на воображаемой роли. Так происходит в норме.

Иногда сюжетно – ролевая игра приобретает патологические черты: перевоплощение носит стойкий, навязчивый характер. Ребенок утверждает, что является каким – либо животным, сказочным персонажем, неодушевленным предметом, другим человеком. Перевоплотившись, начинает вести себя в соответствии с выбранным образом: лаять, мяукать, есть из миски, шипеть, кусаться и т.д. На свое имя не реагирует, утверждает, что зовут его по – другому. Попытки родителей любыми способами пресечь такое поведение не приносят успеха, вызывают ответную агрессию, возбуждение, иногда усиление симптоматики. Продолжаться это может неделями, месяцами, годами.

Указанные игровые перевоплощения у детей свидетельствуют о нарушении самосознания, соответствуют критериям бреда и наблюдаются в рамках шизофрении (иногда в качестве ее дебюта) и расстройств аутистического спектра.