РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ ПЛОХО. ЧТО ДЕЛАТЬ?

РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ ПЛОХО. ЧТО ДЕЛАТЬ?

РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ ПЛОХО. ЧТО ДЕЛАТЬ?

В первую очередь надо понять, что такое «плохое поведение» в системе мировоззрения человека, оценивающего поведение ребенка: это могут быть его родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, родственники, учителя, соседи, родители других детей, прохожие на улице.

Существует социальные и культурные традиции, которые определяют границы дозволенного и приемлемого поведения человека. Границы эти отличаются в разных сообществах и меняются с течением времени. Индивидуальны они и у каждого человека, что зависит от его воспитания, жизненного опыта, саморазвития. Поэтому важно разобраться, в чью «рамку» не вписывается поведение ребенка.

Поведение ребенка является проекцией его внутреннего мира. Определенные люди, чаще всего близкие, содействуют именно такой попытке адаптироваться к окружающей действительности. К сожалению, взрослые люди редко осознают степень своего участия в возникновении психологических проблем у детей.

Патологический психический симптом всегда имеет смысл, он является отражением той реальности, в которой находится ребенок. Выразить и решить свою проблему, рассказав о ней, возможно только в семье, где существуют доверительные, дружеские, не авторитарные отношения между родителями и детьми.

Но в семьях, где ребенок боится быть наказанным или осмеянным, где запрещено «расстраивать маму или папу», где нельзя плакать, где родители контролируют, но не разговаривают по душам, где ребенка не воспринимают, как личность и т. д. – проблема будет выражаться в симптоме.
Как чаще всего поступают родители в таких случаях?

Желая «исправить» ребенка, включают режим «кнута и пряника»; применяют телесные наказания; кричат на ребенка; обвиняют друг друга в попустительстве и начинают вести себя еще более жестко, что усугубляет ситуацию; ведут ребенка к врачу, который назначает психотропные лекарственные препараты. Но решить глубинную психологическую проблему такими методами невозможно. Может уменьшится степень выраженности конкретного симптома, но проблема проторит себе другой путь.

И только тщательный анализ проблемного поведения ребенка, работа родителей над собой (самостоятельно или с помощью психотерапевта), изменение отношений в семье может решить проблему. Все это требует осознания, желания, времени, ресурсов. Но оно того стоит.

Когда с такими проблемами обращаются ко мне, как к психологу, я обязательно работаю и с ребенком, и с его родителями (чаще с мамой). Обычно чередую 2 – 3 консультации для ребенка (включающие, в зависимости от его возраста, беседу, игровую и песочную терапию, различные проективные тесты), и одну встречу с родителями.

Такой режим позволяет разобраться в ситуации и оказать помощь более быстро и эффективно.

Дарья Яценко, психоаналитик, нейропсихолог, перинатальный психолог, основатель «Центра психосоматического здоровья» (тел.+38 097 677 55 00 ).